Д. Медведев:
Принципиально, чтобы и школы, и вузы готовили нашу молодёжь к жизни в конкурентном, высокотехнологичном мире.
Что предстоит сделать в ближайшие годы?
Обеспечить всех детей качественным, современным дошкольным и школьным образованием. Должно обновляться не только содержание программ, но и методики обучения, в том числе за счёт электронных ресурсов. На это нацелены новые стандарты образования, внедрение которых планируется завершить к 2020 году.
Особый акцент надо сделать на преподавании естественнонаучных дисциплин, математики, литературы и иностранных языков. Мы должны сохранить и улучшить позиции в международных сопоставительных исследованиях и рейтингах. Конечно, крайне важно вовремя разглядеть способности ребёнка и помочь их развитию.
Создаётся общенациональная система поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи.
Особую роль также отводим дополнительному образованию. По итогам 2018 года им должно быть охвачено более 70 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Будем обеспечивать эффективность и конкурентоспособность высшего и среднего профессионального образования, его соответствие требованиям инновационной экономики. В ближайшие два года планируется разработать около 800 профессиональных стандартов. Они призваны определить качественные характеристики и запросы по основным профессиям.
Во всех образовательных учреждениях должны быть созданы условия для людей с ограничениями по здоровью, это наша обязанность. Действует государственная программа «Доступная среда» – самая крупная вообще за всю историю страны. Цель в том, чтобы сформировать безбарьерную среду, чтобы инвалиды могли беспрепятственно посещать объекты социальной сферы, объекты культуры, пользоваться транспортом, имели возможности для трудоустройства.
_______
Д. Ливанов:
Мы исходим из того, что образование и уровень образования в стране – это важнейший ресурс развития каждого человека, регионов и нашей страны в целом. Безусловно, нам нужно в этом смысле обеспечить единство нашего образовательного пространства, сделать так, чтобы каждый гражданин России имел доступ к качественным, конкурентоспособным образовательным программам: начиная от уровня дошкольного образования и заканчивая программами дополнительного образования для взрослых, потому что без этого невозможно решить задачу подготовки людей к тем новым экономическим условиям, к реализации тех проектов, о которых сегодня говорилось.
Безусловно, перед нашей системой образования стоит целый ряд новых вызовов, которых не было ни пять, ни десять, ни тем более двадцать лет назад. Наши дети сегодня взрослеют в новых условиях, и этих условий раньше не было. Это колоссальный объём доступной информации, это ситуация, когда учитель, школа больше не являются монополистами в отношении тех знаний, той информации, которые получают дети. У нас усиливаются и внутренняя, и внешняя миграции. Это тоже создаёт новую ситуацию во многих школах и во многих классах, когда в одном классе оказываются дети с совершенно разным языком, разными культурными обычаями, традициями и так далее. Это означает, что система образования должна ориентировать свою работу и на достижение культурной идентичности, на формирование единого культурного и образовательного капитала для каждого человека, должна усилить свою воспитательную функцию – функцию развития личности.
В части профессионального образования мы исходим из того, что это отрасль с высоким экспортным потенциалом – с учётом наших традиций и того потенциального ресурса для роста, который у нас есть. И таким образом, профессиональное образование должно стать, с одной стороны, конкурентоспособным, должно обеспечивать для наших граждан высокие образовательные стандарты, сопоставимые с теми, которые существуют в других странах. С другой стороны, оно должно быть более практичным, ориентированным на нужды, на интересы нашей экономики в целом, конкретных производств, тех промышленных кластеров, которые будут создаваться в тех или иных регионах.
31 января 2013 года.