Воскресенье, 19.11.2017, 17:07
Страничка директора
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ [27]
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ [6]
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА [4]
СПОРНЫЙ ВОПРОС [5]
тенденции и исследования
Праздники России Международные праздники
 Каталог статей
Главная » Статьи » АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

ВАНДАЛИЗМ В ШКОЛЕ

1. Введение


Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека, приводящая к гибели культурных и иных ценностей. Этот термин произошел от названия древнегерманского племени вандалов. В 455 году они овладели Римом и уничтожили в нем множество памятников античного и христианского искусства, поэтому вандалами называют невежд, варваров, разрушителей ценностей.

Проявления вандализма приносят громадный финансовый ущерб, и приводят к негативным социальным последствиям. Так, по некоторым оценкам 30% затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма. Огромные убытки приносят регулярные поломки и хищения уличных таксофонов. Повреждения и хищения на железных дорогах, в метрополитене и на других видах транспорта ежегодно возрастают и приносят большой материальный урон. Похищаются и портятся мягкие сидения, диваны, обшивка, разбиваются стекла вагонов, стены пачкаются циничными надписями.
Помимо значительного материального ущерба, вандализм несет за собой и другие негативные потери обществу, причиняя психологические, физические травмы и невосполнимые разрушения памятников культуры и архитектуры. Так, за последнее время, среди подростков, находящихся летом за городом, одним из популярных развлечений стало бросание камней в окна проезжающих поездов. Подобная «шалость» приводит не только к повреждению вагонов и большим материальным затратам, но и к тяжелым случаям травматизма пассажиров, вплоть до смертельных исходов. Вот некоторые выдержки из Калининградской газеты: «Чтобы обеспечить милицейское сопровождение пассажирских поездов, пришлось снять охрану с нескольких объектов. Детский вандализм и кража металла постоянная головная боль железнодорожников…, за сутки группы вандалов вывозят до 15 тонн рельсов. Москва решила профинансировать создание специального подразделения, которое будет заниматься безопасностью консульских работников и пассажиров. Цена вопроса - почти двенадцать миллионов рублей в год» (из выступления начальника УВД на транспорте). Средства, действительно, весьма значительные и расходуются они не на благо общество, помощь неимущим, старикам, детям, а, по сути, на то, чтобы устранить последствия в пробелах воспитания наших детей. Предупреждение таких проявлений, профилактика разрушительного поведения детей и подростков, осознание ими последствий своих проступков во многом снизят эти расходы.
Циничные надписи на стенах домов, памятниках, загрязнение стен транспортных салонов – «граффити», замусоривание парков и скверов, разорение и вытаптывание клумб и цветников, битье стекол на остановках и в самом транспорте, портят лицо нашего города, всего того, что сопровождало нас с детства, и было дорого, как понятие своего дома и отечества. Разрушения свидетельствует о социальном неблагополучии, враждебном протесте и надругательстве над общественными устоями.
Социологами установлено, что появление даже незначительных и случайных разрушений, надписей, рисунков чаще всего способствует последующим разрушениям этих объектов. Испорченные объекты кажутся «ничейными», стимулируют дальнейшую их порчу и снимают социальные запреты. Вот почему на восстановление испорченных объектов, ремонт, замену, смывание надписей, устранение многочисленных объявлений, требуются громадные материальные затраты и большие физические усилия.

2. Правовые понятия и оценка вандализма
До 1996 года проявление вандализма рассматривалось уголовным правом как хулиганство. В настоящее время вандализм выделен в самостоятельный состав преступления и уголовная ответственность за него наступает с 14 лет. 
Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда – «МРОТ» либо исправительными работами на срок до 6 месяцев или арестом на 3 месяца (ст. 214 УК РФ).
Выделение вандализма в самостоятельный состав преступления обусловлено и закономерно: за последнее время случаи вандализма в нашей стране значительно возросли и приобрели угрожающий характер, кроме того, вандализм и хулиганство имеют существенные различия в своем проявлении. Хулиганство это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам или уничтожением чужого имущества. Такие действия носят явно демонстративный, вызывающий характер. Вандализм, как правило, совершается скрытно, в расчете на то, что окружающие не заметят и не пресекут эти действия, имеет цель – нанесение порчи и вреда и оценивается, по степени общественной опасности, своими разрушительными имущественными последствиями. Вандалы, как правило, рассчитывают на безнаказанность.
На самом деле, общественное понятие вандализма значительно шире, чем сказано в ст.214 УК РФ, его проявления имеют различную юридическую квалификацию и регламентируются другими статьями уголовного кодекса. Такие разрушительные и циничные поступки, как: уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, природных комплексов, предметов и документов, имеющих историческую и культурную ценность, содержат состав преступления, предусмотренный ст. 243 УК РФ. Уголовная ответственность за эти действия: штраф в размере от 200 до 500 МРОТ, или в размере зарплаты за период от 2 до 5 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Те же действия, совершенные в отношении особо ценных объектов, либо памятников, общероссийского значения наказываются штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере зарплаты или иного дохода за период от 7 месяце до 1 года, либо лишением свободы на срок до 5 лет.
Надругательства над телами умерших и местами захоронения (ст.244 УК РФ) влекут ответственность от 50 до 100 МРОТ, арест на срок до 3 месяцев либо, при отягчающих обстоятельствах (группой лиц, по мотиву расовой, национальной вражды, в отношении скульптурного сооружения) - лишение свободы на срок до 3 лет. Такие акты, как жестокое обращение с животными, умышленное уничтожение чужого имущества, приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения, также имеют разрушительную мотивацию, но относятся к другим составам преступлений и регламентируются соответственно статьями 245, 167, 267 УК РФ. 
Ответственность за вышеперечисленные преступления наступает с 14 лет.
Вандализм в нашей стране приобрел свой угрожающий рост в последние десять лет. Уголовное преследование за вандализм введено недавно и система учета различных проявлений вандализма еще не разработана. 
Существуют различные формы скрытого вандализма, когда граждане, чье имущество пострадало от вандалов, не обращаются в правоохранительные органы, скрывая по разным причинам такие проявления, когда лица, совершившие такие деяния, не выявлены, а последствия порчи и разрушения устранены, или считаются незначительными. Однако следует помнить, что оставленные безнаказанными случаи проявления детского и подросткового вандализма, приводят впоследствии к более серьезным преступлениям таким как: хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение памятников культуры и истории, проявления экстремизма и другим формам агрессии. Так, по данным зарубежных исследований (Д.Эллиот, Л.Шэннон), более половины подростков, задержанных за вандализм, впоследствии совершают более тяжкие преступления, или те, кто совершал вандализм в возрасте от 6 до 17 лет, как правило, к 21 году уже имеют серьезную преступную карьеру.
Вот почему особенно важно, при ранних проявлениях разрушительного поведения среди детей и подростков, понять их мотивацию, своевременно выявить и устранить причины, чтобы впоследствии не допустить более серьезных преступлений с их стороны.

3. Характеристики и психологические особенности лиц, склонных к вандализму

Принято считать, что вандализм больше присущ мальчикам, нежели девочкам. Возможно такое мнение сложилось потому, что крупные разрушения, как правило, совершаются в позднее время и с затратой больших физических усилий. Девочек больше контролируют в вечернее и ночное время, и они слабее физически. Хотя к некрупным разрушениям и порче школьного имущества девочки склонны наравне с мальчиками. Подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет. При этом разрушения считаются для них развлекательным время провождением. Важной особенностью подросткового вандализма является присутствие сообщников, их обычно 3-4, как правило, это сверстники или разница в возрасте у них не более 2 лет. С возрастом такие дети склонны к совершению более серьезных актов, таких как поджоги, разрушения на железнодорожном транспорте и иных крупных объектах или совершают преступления против личности.
В общественном сознании стереотип подростка-вандала предстает примитивным существом, недоразвитым в умственном и психическом отношении. Как правило, эти характеристики ассоциируются с низким социальным статусом семьи. На самом деле многочисленные исследования подростков и разрушительного поведения в школьной среде показали, что вандалы обладают таким же интеллектом, как и их сверстники, однако успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному время провождению, бесцельным гуляниям по улицам, в позднее время и в компании своих сверстников. Таким образом, низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий являются одним из важнейших факторов подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом, намного снижают вероятность вандализма у подростков, имеющих другие неблагоприятные факторы. Поэтому борьба с прогулами, ликвидацией пробелов в знаниях является существенным фактором в профилактике подросткового вандализма. 
Следующий значительный фактор, влияющий на детское агрессивное, разрушительное поведение, - это конфликт с родителями или школьными учителями, а также наличие друзей, которые часто ломают или разрушают что-нибудь. Криминологические исследования показывают, что в основе разрушительного поведения лежит потребность подростков в самоутверждении. Эта потребность присуща любой личности, однако такую уродливую форму она приобретает, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Поэтому он старается проявить свое «Я» в неофициальных группах сверстников, носящих вначале досуговый, а затем и криминальный характер. Мотивация разрушительного поведения состоит в вымещении затаенных обид на случайных объектах, замещенной разрядке (снятии) нервно-психического напряжения и ложного утверждения своего «Я». Зачастую эта мотивация носит детский характер - желание выделиться, показать силу, продемонстрировать вызов обществу, самоутвердиться в глазах сверстников. Статусная мотивация, стремление завоевать и упрочить свой личный авторитет среди товарищей, особенно старших по возрасту, может толкнуть на совершение акта вандализма даже благополучного подростка. 
Немаловажную роль в развитии детского вандализма играет отсутствие у родителей должного контроля за детьми, безразличного отношения к их время провождению, к учебе, к тому, где и как они проводят вечера, к их нуждам и проблемам. Эти факторы заставляют подростков искать понимания у таких же «детей улиц», сплачивает их в группы, которые отстаивают свой менталитет проявлением разрушительных действий.
Гиперопека (завышенное внимание и контроль) родителей, повышенная строгость, лишение самостоятельности, суровые наказания за незначительную провинность или непреднамеренную порчу, поломку чего-либо, также способствуют срывам в поведении, вызывают внутренний протест у ребенка, чувство несправедливости, обиду и в дальнейшем являются причиной актов вандализма и агрессии.

4. Педагогические подходы в предупреждении детского вандализма 

Для раннего предупреждения детского вандализма и других агрессивных проявлений, очень важно, чтобы ребенок научился признавать свои ошибки, а не чувствовать обиду и унижение за несправедливое наказание. Не наказания, но санкция (по определению Руссо) является основным понятием для формирования навыка признавать свои ошибки. Отличие санкции (в воспитательном, педагогическом смысле) от наказания имеет три составляющих.
Первое отличие санкции от наказания – ее логическое соответствие событию. Например, учащийся раскачивается на стуле и первая реакция учителя, запретить это, т.к. стулу грозит поломка. Однако разумнее избежать запрещения, а сказать: «Пожалуйста, постой немного, стул тогда не сломается так быстро». Если ребенок нагрубил учительнице или родителям следует ему спокойно объяснить его неправоту, постараться сделать так, чтобы он признал свою ошибку, а не наказывать запрещением прогулок или экскурсий. Если ребенок разлил тарелку с супом или случайно разбил чашку, не следует награждать его обидными эпитетами: слон в посудной лавке, растяпа, неряха, свинья и пр., не следует наказывать за это, надо лишь постараться, чтобы он помог все убрать и был внимательнее за столом. Наказание может быть только одно: разлитые суп, молоко, чай, должны быть вытерты, а осколки посуды убраны. Если ребенок насорил под партой, он должен всего лишь убрать за собой, не следует его выставлять в коридор, или заставлять убирать весь класс, т.к. это приведет к обратным результатам: он в следующий раз тайком намусорит во всем классе.
В этом скрывается и второе отличие - соразмерность санкции поступку, в то время как наказание обычно превышает его. Тот же пример с мусором под партой ученика.
Третье отличие – это созидательный характер санкции: они касаются только конкретного поступка и никогда личности ребенка. Они должны быть без оценки характера ребенка и без эмоций. Необходимо дать ему понять, что намного проще и легче исправить, то, что он сделал, чем обманывать, заставлять подозревать в проступке других и испытывать чувство вины. Безусловно, признать свою ошибку очень трудно: за этим кроется опасение возбудить к себе неприязнь, стать объектом для наказания, выслушивать мораль и нарекания, принять на себя чувство вины. Но если ребенок привыкнет, что за содеянное последует справедливое взыскание, он не будет бояться признавать свои ошибки и промахи. Если взять за основу, что разрушенное должно быть восстановлено самим разрушителем, не зависимо от его умысла, мотивации, эмоциях и других факторах, это вполне доступная даже для детского понимания форма справедливости. Ребенок должен уяснить: если он нарушил с кем - то отношения, на нем лежит обязанность помириться, восстановить контакт, найти общий язык, извиниться. Если он что-то намеренно разрушил, испачкал, сломал, следует найти способ к устранению поломок или порчи (починить самому, или с помощью старших, стереть рисунок, замыть надпись и т.д.). Только так достигается развитие гармоничных отношений в обществе и коммуникабельность. 
Следует запомнить, что выбор поведения нашими детьми зачастую зависит от нас самих, от того, как мы поведем себя, если ребенок издевается над домашними животными, грубит, врет, дерется, приносит двойку, сквернословит, портит и ломает вещи, насколько наше наказание не будет оскорбительным для него.
Для этого следует: 
- говорить только о конкретно совершенных событиях, а не о личности ребенка, например, не ты «тупица» в математике, а давай разберемся, почему ты получил двойку, не у меня растет хулиган и шпана, садист, а почему ты сегодня подрался, зачем бросал камни в кошку и т.д.;
- советоваться с ребенком по поводу необходимых санкций, например, как ты думаешь, что с этим можно сделать, или как это исправить;
- быть очень терпимым и если ребенок исправляет вашу санкцию, подбодрить его: «У тебя замечательно получается» или « Молодец, так быстро все исправляешь». 
При сложившимся, разрушительном поведении подростка следует, прежде всего, получить максимальную информацию о его семье, отношении к нему родителей, применяемых к нему методах наказания и, в случае выявления конфликтных отношений, непедагогичных методах воздействия, бесконтрольности необходимо работать с подростком и одновременно и с его родителями.

5. Мотивы разрушительного поведения 

Многие виды ущерба окружающей среде и оборудованию наносятся не из-за осознанного желания разрушить, а вследствие пренебрежительного отношения к нормам поведения, отсутствия заботы к окружающей природе и аккуратности, соображений личного удобства, отсутствия культуры воспитания и неуважения к тому, что сделано руками человека, продуктам человеческой деятельности. К числу таких действий относится вытаптывание газонов, замусоривание улиц, порча телефонов-автоматов и т.п. действия. Отличительной чертой этих действий является то, что вандалы не осознают последствий своего поведения и не испытывают никакого чувства ответственности. Влияние культурных факторов на население и проявление актов вандализма тесно взаимосвязано. Так, например, в Швейцарии чистота и порядок на улицах, убранство зданий, парков и скверов стали отличительной чертой страны и по сравнению с другими европейскими государствами, уровень вандализма там значительно ниже. На укрепление этих ценностей большую роль оказала разновидность протестантства, проповедующая равенство физического и морального здоровья, ценность каждодневного труда по поддержанию чистоты.
И, наоборот, при изменении отношения к труду, когда он становится лишь средством для интересного досуга, отношение к культурным ценностям резко падает.
В России социальная нестабильность сопровождается увеличением различных форм вандализма. Разрушения и поломки значительно меняют воздействие городской среды на эмоциональное состояние личности. Остается признанным фактом, что поломки таксофонов, разбитые стекла, грубые надписи и рисунки ассоциируются у людей с опасностью и нестабильностью, воспринимаются как синдром социальной деградации. Вот почему разрушительное поведение несет за собой не только громадный материальный ущерб, но и существенно влияет на социальный статус общества. Усиление вандализма обычно рассматривается как симптом кризиса нравственности.
Основные причины детского и подросткового вандализма заключены в следующем.
Скука, желание развлечься, является психологическим фоном, на котором происходят многие правонарушения, молодежи, в том числе и вандализм. Мотивом является поиск острых ощущений и новых впечатлений. При этом особенный размах приобретают разрушения, если подростки находятся в состоянии алкогольного или наркотического возбуждения. Поэтому в предупреждении подросткового вандализма большую роль играет профилактика алкоголизма и наркомании.
Вандализм как игра. Это распространенная причина детского и подросткового вандализма рассматривается, как возможность поднять статус в группе сверстников за счет силы, ловкости, изобретательности. Может носить характер соревнования. 
Материальная выгода является следующей причиной вандализма. Такая мотивация разрушительного поведения, по сути, составляет разновидность кражи, и особенно большой рост приобрела в современной российской действительности. Большой вред наносится всякому оборудованию, содержащему цветные металлы. Снимаются мемориальные доски, металлические дверные ручки, детали приборов и устройств, эта разновидность вандализма отмечается и на кладбищах, когда счищают золото надписей на памятниках, крадут венки, цветы.
Вандализм как мщение. Разрушение происходит как ответная реакция на обиду и оскорбление. Как правило, такие разрушения совершаются анонимно. Такая форма отмщения привлекательна тем, что приносит эмоциональное удовлетворение и позволяет избежать личного столкновения, предполагает безнаказанность. При этом обида может быть воображаемой, может возникнуть из-за зависти, чувства социальной несправедливости, объект разрушения при этом может быть лишь косвенно связан с источником враждебности.
Злобный вандализм представляет собой акты разрушения и агрессии, вызванные неприязнью к другим людям, желанием разрушить, то, что им дорого и получить удовольствие от причиненного вреда. Примером такого вандализма является порча произведений искусства, картин в музеях, разрушение памятников.
Гнев. Разрушительное поведение происходит из-за неумения справиться со своими эмоциями, из-за невозможности достигнуть чего-либо и являются попыткой справиться со стрессом, возможностью таким образом излить свое раздражение на постороннем объекте.
Исследование как форма разрушения присуща детям младшего возраста и его целью является познание. Причиной таких разрушений бывает любопытство, желание понять, как работает система и ее отдельные части. Данное поведение является способом проверить границы допустимого поведения и установить, насколько действенны общественные нормы и авторитет взрослых. 
Такие причины разрушительного поведения как: тактический вандализм (разрушение, как средство для достижения других целей, например, чтобы не допустить снижения цен), идеологический вандализм, когда объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл, в основном присущи, взрослым, которые для осуществления своих замыслов могут вовлекать в разрушительные акции подростков с неустойчивым поведением.
Ранее отмечалось (при сопоставлении с хулиганством), что вандализм явление чаще всего скрытное, анонимное. Большинство разрушений происходят в местах, недоступных для постороннего наблюдения. Исследования показали, что наибольшее количество надписей на стенах, сломанных заборов, разбитых телефонных будок, фонарей, таксофонов выявлено в местах, закрытых от постороннего наблюдения, как со стороны жилых домов, так и с дороги, имеющих боковые дорожки, удобные для отступления, в случае опасности. Торговые точки, магазины, где разбиваются застекленные витрины, расположены, как правило, неподалеку от увеселительных заведений, работающих после наступления темноты, и подвергаются разрушениям в вечернее или ночное время.
Акты детского и подросткового вандализма в образовательных учреждениях (порча имущества, инвентаря, выставок, экспонатов) также носят скрытый характер, а при распространении причиняют значительный материальный ущерб, и вовлекают новых учащихся, дестабилизируют порядок в учреждении и провоцируют новые проявления разрушения.
Поэтому выявление каждого случая разрушительного поведения и причин, которые побудили учащихся, заслуживает пристального внимания и требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Работу по предупреждению вандализма необходимо проводить в каждом образовательном учреждении.

6. Профилактика вандализма в образовательных учреждениях

1). Воспитание у детей уважительного отношения к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности, является основой предупреждения актов вандализма. Формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения, развитие чувства патриотизма, любви к своему отечеству, городу, дому, школе, семье во многом способствуют аккуратности и соблюдению порядка, как во внешнем виде, так и во всем окружающем, нетерпимости к разрушениям и порче.
При изучении таких школьных предметов, как: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Граждановедение и Обществознание необходимо использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как:
- чувства российского патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;
- толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;
- уважения прав других людей иметь разные точки зрения; 
- способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;
- умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;
- умение использовать демократичные способы и процедуры для достижения своих целей;
- осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
Гражданское образование призвано подготовить учащихся к выбору таких гражданских позиций как: патриот, законопослушный гражданин, налогоплательщик, участник процесса формирования выборных органов власти и самоуправления, восприятие идей гуманизма и толерантности.
Для воспитания чувства ответственности, любви к своему городу, району, улице, следует использовать и другие дисциплины. Например, на уроках Москвоведения следует прививать любовь к своему городу, его славному прошлому, рассказывать о невосполнимых потерях, которые приносят разрушения памятников архитектуры и зодчества, на громадные средства, затраченные на восстановление и реставрацию церквей. Какой ущерб приносят Московскому метрополитену, одному из красивейших в мире, граффити, порча сидений, обшивок, разбитые стела. О том, как влияют на эмоциональное состояние людей выбитые стекла на уличных остановках, перевернутые урны, разбросанный мусор, разбитые стекла витрин, неработающие таксофоны, какие материальные и человеческие ресурсы тратятся на поддержание порядка и ликвидацию последствий актов детского и подросткового вандализма.
На уроках математики следует предлагать задачи по определению затрат на производство ремонтных работ и устранение поломок после разрушительного поведения подростков. 
Цель педагогов в правовом воспитании несовершеннолетних состоит в убеждении учащихся в том, что соблюдение законности и правопорядка – это норма жизни любого цивилизованного общества.
2). Организация досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Администрацией школы должны приниматься меры по открытию спортивных секций, кружков и привлечению к занятиям в них широкого круга учащихся, особенно из детей «группы риска». Организация спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
3). Устранение конфликтов учащихся с родителями, учителями, сверстниками, нормализация обстановки в семье и коллективе во многом способствуют снижению агрессии и протеста, выраженном в разрушительных формах поведения.
4). Профилактика алкоголизма и наркомании, борьба с вредными привычками и формирование здорового образа жизни является одним из залогов предупреждения и снижения актов вандализма, т.к. разрушительное поведение лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического возбуждения намного агрессивнее и имее более тяжелые последствия.
5.) Проведение пропагандистской работы с учащимися. Беседы на тему сохранности школьного имущества, большом материальном ущербе, который приносят школе шалости и намеренная порча школьного инвентаря, информация о стоимости школьного имущества и трудности при устранении ущерба за счет школьных средств, безусловно, заслуживают внимания. Однако наиболее эффективным способом воздействия на потенциальных вандалов остается проявление внимания к каждому случаю разрушительного поведения. Следует выявлять виновных учащихся, анализировать их проступки, обсуждать и принимать меры к устранению порчи и последствий разрушения самим виновным или возмещения материального ущерба его родителями.
Основная роль в профилактике вандализма все-таки отводится воспитанию, которое приведет к осознанию асоциальных норм поведения или к изменению уже сложившихся деструктивных мотивов и установок. Информирование о стоимости объектов, последствий их разрушения и необходимости устранения порчи своими силами 
способствует развитию у потенциального вандала чувства социальной и материальной ответственности. Так, например, перед посещением выставок, картинных галерей, ботанических садов, парков, музеев следует проинформировать учащихся о ценности экспонатов, их значимости для общества и материальных последствиях, которые наступят даже при неумышленном их повреждении. Как, показывают исследования, такие предупредительные беседы, значительно снижают мотивацию на разрушительное поведение. Размещение в библиотеке объявлений о невозможности замены вырванных страниц из журналов и книг, сокращает возможность порчи литературы. Важно, чтобы эти напоминания не носили строго запрещающий характер, а были выполнены нетрадиционно, в шутливой манере, не унижающей достоинства посетителей.
6). «Укрепление мишени», т.е. объектов, чаще всего подверженных порче и разрушению. К этому предупредительному способу относится создание всевозможных барьеров для ограничения разрушений. Используются более прочные материалы и конструкции, небьющиеся стекла, металлические решетки на окнах, уменьшается количество деталей, которые можно оторвать, отбить и т.д. Например, для борьбы с рисунками и надписями делать поверхности стальными, ребристыми, шероховатыми. Однако в школе это не всегда приемлемо, т.к. потребует много затрат и помещение, оформленное в стиле укрепления, может напоминать тюрьму.
Проведение оперативного ремонта. В связи с тем, что появление первых разрушений, резко увеличивает вероятность дальнейшей порчи объекта, следует быстро устранять дефекты, как естественного происхождения, так и появившиеся по вине человека.
Ограничение доступа – ограждение уязвимого объекта от потенциального разрушителя: замки, ограды, уменьшение количества растительности, затрудняющей обзор и наблюдение за объектом. 
Охрана и наблюдение: сторожа, охранники, дежурства, Хорошее освещение территории, наблюдение за порядком всеми сотрудниками учреждения, родительской общественностью, особенно в вечерние часы. Практика показывает, что использование школьного помещения во внеурочное время значительно снижает случаи вандализма.
7). Привлечение родительской общественности и органов ученического самоуправления. К правовой пропаганде в образовательных учреждениях следует привлекать родительскую общественность, особенно из числа правоведов, архитекторов, краеведов, историков, психологов, способных возбудить у ребят чувство ответственности за порядок в городе и любви к нему. Полезно приглашать на школьные собрания представителей ДЭЗов, участковых инспекторов органов внутренних дел с информации об ущербе, причиненном детским вандализмом жилым строениям, лифтам, детским площадкам. Хорошо, если о стоимости школьного оборудования, последствиях причиненного вреда и формах его возмещения проинформируют учащихся не сотрудники школы, а кто-либо из родительской общественности. На родительских собраниях следует информировать о формах материальной и административной ответственности родителей за безнадзорность по отношению к детям и возмещении материального ущерба, причиненного ими. Большую помощь в этой работе могут оказать органы ученического самоуправления. Эффективную работу способны проводить группы волонтеров из числа старших учащихся, увлекающихся юриспруденцией, интересующихся работой правовых органов.
В любом учебном коллективе существуют личности, противящиеся насильственным установкам группировок, со стойкой мотивацией на законопослушное поведение и правопорядок, сформированным чувством ответственности, способные противостоять «правилам игры», навязываемой лидерами группировок. Задача социальных педагогов, педагогов-психологов, выявить таких учащихся, направить их инициативу на нормализацию отношений в подростковой среде. Большую пользу принесет организация таких учащихся в группы: Содействия милиции, Юный дружинник, Юный пожарник, Справедливость и правопорядок и т.п.
8). Принятие совместно с учащимися документов, определяющих меры пресечения за вандализм. Весьма эффективным методом, способствующим формированию ответственности и соблюдению, установленных школой норм поведения является заключение администрации с учащимися договоров о сохранности школьного имущества или принятия совместно с органом ученического самоуправления Правил школьной жизни или Билля о правах и т.д., где непременно включаются положения о вандализме и ответственность за его проявления. Документы следует излагать в простой и лаконичной форме, доступной для всех учащихся. Главное, чтобы они содержали правила для всех участников образовательного процесса: школьников, учителей, администрации и не ущемляли прав учащихся. В качестве примера обращают на себя внимание «Правила школьной жизни», принятые Центром образования (ЦО) «Сабурово» №1828., который начинается с Общих положений для всего коллектива и содержит такие установки:
- каждый должен знать свои права и обязанности;
- каждый обязан соблюдать правила школьной жизни;
- каждый должен дорожить честью ЦО, защищать его интересы;
- каждый имеет право на уважение человеческого достоинства, свободу слова и информации и т.д.
Далее излагаются права и обязанности учащихся, среди которых право на объективную оценку своих знаний, на получение консультаций, в случае пропуска уроков по уважительной причине, и т.п.; в обязанности входит усвоение программы средней школы, выполнение всех требований учителя по подготовке к уроку, приходить на уроки точно к их началу, не опаздывать и т.д. 
Затем идет перечисление прав и обязанностей учителя. Например, учитель не имеет права: ставить оценку за поведение в журнал; обязан пускать на урок опоздавших; сразу после звонка отпускать учащихся на перемену, т.к. она время отдыха, а не учебы; отпускать учащихся с урока по их просьбе, получив письменное объяснение от родителей о причине отпуска. 
В документе должны содержаться положения о чести и достоинстве (никто не имеет права: употреблять оскорбительные выражения, клички и нецензурные слова: дискриминацию по национальным, социальным, половым и возрастным признакам; умышленное доведение человека до стресса или нервного расстройства, воровство и т.д.). Далее следуют меры пресечения в случае нарушения этих положений. 
Положения о поддержании порядка в школе и дисциплине: 
- учителям и учащимся запрещается применять физическую силу и использовать нецензурную брань;
- учителям и учащимся запрещается совершать любые действия, способные повлечь травматизм и порчу личного имущества;
- учителя и учащиеся обязаны переобувать сменную обувь;
- учащимся запрещается приносить в школу алкогольные, наркотические и психотропные вещества и иные предметы, способные причинить вред здоровью участникам образовательного процесса;
- учащиеся обязаны убирать закрепленный за классом кабинет и территорию школы, согласно плану и графику.
Далее идут пункты об оставлении в гардеробе верхней одежды. О порядке поведения в столовой, уборке посуды и т.п.
Меры пресечения за нарушения этих правил. При нарушении п.п. 1,2,4 виновный обязан загладить причиненный вред, ущерб, извиниться, может понести дисциплинарное наказание: выговор, обсуждение в коллективе класса, школы и т.п., а пострадавший может обратиться в конфликтную комиссию или совет по разрешению споров.
В этом же документе содержатся положения о прогулах, о курильщиках.
Особенно пристального внимания заслуживает Положение о борьбе с вандализмом (порчей имущества).
Обязанности:
1. Каждый обязан беречь школьное имущество.
2. Каждому следует пресекать порчу школьного имущества самостоятельно или с чьей-либо помощью.
Меры пресечения.
В случае умышленной порчи имущества виновник обязан:
- выплатить сумму, установленную хозяйственным отделом или в свободное от уроков время на благо учреждения выполнить работу, определенную администрацией.
В случае порчи имущества по неосторожности, виновник обязан восстановить имущество или выплатить его стоимость.
За систематическое нарушение установок, изложенных в Правилах, учащийся направляется в конфликтную комиссию, а материалы в отношении него могут быть переданы в органы внутренних дел. Принятие таких правил повысит статус учащихся, организованность, ответственность за поведение разрушительного характера, и настроит самих учащихся следить за поддержанием дисциплины и порядка в школе.

7. Правовая ответственность

Помимо уголовной ответственности за вандализм, когда содеянное не относится к уголовно-наказуемому деянию, лица, допустившие разрушительное поведение или причинившие своими действиями ущерб имуществу, привлекаются к административной и (или) гражданско-правовой ответственности.
Чтобы не путать эти формы правовой ответственности, поможет определение каждого из них. 
К уголовной ответственности, привлекаются лица, совершившие преступление. Преступлением признается виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозу причинения вреда личности, обществу, государству.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. 
Гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, осуществление права собственности и других вещных прав. При рассмотрении такого проявления как вандализм и других форм разрушительного поведения гражданско-правовая ответственность рассматривается нами лишь в отношениях, которые возникают вследствие причинения вреда и необходимости возмещения убытков. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено ( упущенная выгода).
Во втором разделе были подробно рассмотрены случаи актов вандализма и другого разрушительного поведения граждан, предусмотренные уголовным законодательством, поэтому далее будут изложены положения административной и гражданско-правовой ответственности за подобные правонарушения.
Административная ответственность.
Согласно ст.13 Кодекса РФ об административных нарушениях, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.
Если, в результате совершения административного правонарушения, причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), при решении вопроса о наложении административного взыскания, вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает половины МРОТ, а народный суд – независимо от размера ущерба (ст. 40). В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.
К родителям или лицам, их заменяющим, в соответствии со ст. 164 Кодекса об административных правонарушениях, применяются меры административного взыскания. Злостное невыполнение ими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних, употребление ими наркотических средств без назначения врача, мелкое хулиганство или хулиганство, совершенное подростком в возрасте от 14 до 16 лет влечет наложение штрафа на родителей, в размере от 1/10 или 1/3 МРОТ или предупреждение.
Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, допустивших административные правонарушения, в том числе, связанные с их разрушительным поведением (вандализмом). К ним относятся следующие противоправные действия.
Уничтожение или повреждение мелиоративных систем, отдельно расположенных на землях сельскохозяйственного пользования влечет наложение штрафа от 1/10 до 1 МРОТ (ст.60 3).
Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст.ст. 63 и 64) – штраф от 1/2 до 1 МРОТ. 
Повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного, лесного фонда (ст. 67), сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод с нарушением установленных сроков (ст.69), засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст.72)– штраф от 1/10 до 1/2 МРОТ. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст.76)- штраф 1/10 до 1/2 МРОТ.
Уничтожение редких и находящихся под угрозой видов животных или уничтожение их кладок, яиц, жилищ и других сооружений, приводящих к их гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания влечет наложение штрафа до 1/2МРОТ (ст.84 4)
Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром влечет наложение штрафа - 1/2 МРОТ с конфискацией ружей или других добывающих предметов (ст.85). Конфискация применяется только в судебном порядке.
Повреждение железнодорожного пути, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений и других путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи, подкладывание на железнодорожные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, влечет наложение штрафа до 1/2 МРОТ (ч.2,3 ст.103). Выбрасывание мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов поездов – влечет предупреждение или штраф (ст.104).
Повреждение транспортных средств общего пользования и их внутреннего оборудования влечет наложение штрафа от 3 до 10 МРОТ (ст. 104 1).
Повреждение телефонов-автоматов влечет наложение штрафа от 35 до 70 МРОТ (ст.140). 
Нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий, нарушение правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, самовольное переоборудование и перепланировка, порча жилых домов и жилых помещений и объектов благоустройства влекут наложение штрафа и предупреждение (ст.142).
Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка влекут предупреждение или наложение штрафа от 1 до 5 МРОТ, а в случае повторных нарушений (если в течение года за такое же правонарушение налагалось административное взыскание) – штраф от 3 до 5 МРОТ.
Повреждение или самовольная вырубка зеленых насаждений в городах без разрешения органов исполнительной власти, а также небрежное к ним отношении влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 1/10 МРОТ.
Наложение административного взыскание на лицо, совершившее одно из перечисленных административных нарушений, не освобождает его от возмещения материального ущерба, если потерпевшая сторона обратиться с иском в гражданский суд.
Гражданско-правовая ответственность. 
Гражданским кодексом РФ в соответствии со ст. 1073 предусматривается ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет.
1. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители (законные представители), если не докажут, что вред был причинен не по их вине.
2. Если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его опекуном, это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения.
3. Если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под надзором образовательного, воспитательного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если докажет, что вред возник не по его вине, при осуществлении надзора.
4. Обязанности родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждений по возмещении вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, в возрасте от 14 до 18 лет, регламентируется ст.1074 ГК РФ.
1. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
2. В случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (законными представителями), если они не докажут, что вред возник не по их вине.
3. Если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, нуждающийся в попечении, находился в соответствующем воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его попечителем, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей его части, если не докажет, что вред возник не по его вине.
4. Обязанность родителей (законных представителей) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 дет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия, появились доходы или иное имущество, достаточное для возмещения вреда, либо, когда он до совершеннолетнего приобрел дееспособность. 
5. На родителя, лишенного родительских прав, в соответствии со ст. 1075, за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком, в течение трех лет после лишения родительских прав, суд может возложить ответственность за причинение вреда, если причинение вреда ребенком явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
Таким образом, родители (законные представители) и учреждения, в обязанности которых входит осуществление надзора за несовершеннолетним, в силу закона, несут материальную ответственность за вред, причиненный детьми в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации. Материальная ответственность за причинение вреда может наступить и в случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности в виде лишения свободы, если потерпевшая сторона заявит иск о материальном возмещении причиненных убытков. 



Категория: АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ | Добавил: Fialka (03.11.2012)
Просмотров: 6026
Copyright MyCorp © 2017





Бесплатный хостинг uCoz