Воскресенье, 19.11.2017, 17:03
Страничка директора
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ [27]
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ [6]
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА [4]
СПОРНЫЙ ВОПРОС [5]
тенденции и исследования
Праздники России Международные праздники
 Каталог статей
Главная » Статьи » ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

Психологические аспекты травмоопасного поведения ребёнкка
 
        Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет  ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, п. 22). Следует отметить, что несчастные случаи с учащимися в стенах школы во время учебного процесса составляют до 15% от всего количества детских травм [3]. Наиболее травмоопасными являются перемены, далее следуют уроки физической культуры, труда, химии. Конкретно на уроках физкультуры происходит около 20–25% всех школьных травм [1].
       Основными причинами повреждений на уроках физкультуры выступают недочеты в организации и методике проведения уроков, неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви, недостаток врачебного контроля и нарушение его правил, а также скученность детей во время занятий. Однако, устранив все перечисленные недочеты, учитель физкультуры вовсе не будет застрахован от того, что ученики не получат травмы.
      Рассмотрим некоторые психологические аспекты травмоопасного поведения детей и подростков [1].
     Обстоятельства возникновения травм у детей существенно отличаются от таковых у взрослых. Здесь большую роль играют импульсивность, стремление произвести то или иное действие и увлечение игрой, которое нередко заставляет ребенка забывать о грозящей ему опасности. В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Вместе с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. По данным О.В. Воробьевой (1990), это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности. Анализ источников, посвященных изучению травматизма, обнаружил некоторые общие показатели предрасположенности к опасности. По данным Г.К. Ермаковой (1981), к таким показателям следует отнести в первую очередь эмоциональные свойства и качества темперамента. Подверженности несчастным случаям способствуют низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, малая наблюдательность (осмотрительность), низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску. Большинство этих детей имели по физкультуре оценку «три».
        Психологические причины травм у детей можно разделить на 3 основные группы [2].
       1. Поведение самого ребенка, получившего травму, – более 40% всех травм:
а) низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия;
б) отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий;
в) пренебрежение известной опасностью из-за более сильного мотива;
г) травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний, влияющих на успешность протекания деятельности.
Это самая многочисленная подгруппа из всех названных и суммарно включает в себя 72,9% травм, обусловленных поведением пострадавшего. Основную часть в этой подгруппе составляют травмы, полученные в играх, в основном подвижных.
      Нередко сильное дезорганизующее влияние на деятельность оказывают трудно сдерживаемое стремление к наилучшему результату, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно самостоятельно принимать решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, особенно сильный, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.
         2. Действия окружающих сверстников. Эта группа причин составляет примерно 30% от всех случаев. Результаты обследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (19,7% случаев от числа нанесенных сверстниками травм) либо непреднамеренно вне игры (29,6%), как правило, не заметив сверстника (например, наткнулся, бегая).
            3. Действия взрослых, как правило, родителей, приводящие к возникновению травмоопасной ситуации, а затем и к травме ребенка. Эта группа включает около 20%.
           Наиболее распространенная ошибка – обычный недосмотр за детьми, отсутствие контроля за их поведением. Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям [6; 8].
           Большинство отечественных исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств. С точки зрения В.П. Немсадзе, ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме.
          Необходимо всю работу организовать так, чтобы у целого поколения людей был выработан стойкий стереотип поведения в таких ситуациях, заниматься профилактикой главным образом тех видов травм, которые приводят к наиболее тяжелым последствиям, и лишь тех механизмов, которые являются наиболее типичными [4; 5].
 
Литература
1. Выголова О.В. Травматизм детей школьного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. – Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995.
2. Горлов Н.Н. Система профилактики травматизма у детей: психологические аспекты // Педиатрия. – 1991, № 1.
3. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. – М., 2001.
4. Немсадзе В.П., Амбернади Г. Детский травматизм. – М., 1999.
5. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. – 1997, № 2.
6. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.
7. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль, 2001.
8. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. – 2001, № 4.
 
Категория: ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА | Добавил: Fialka (10.02.2012)
Просмотров: 1074
Copyright MyCorp © 2017





Бесплатный хостинг uCoz